Принято

Утверждаю

На заседании Педагогического совета

Директор  МКОУ Калачеевская  СОШ №1

МКОУ Калачеевская  СОШ  №1

__________________Ивонина Т.В.

Протокол № 1 от «  30   »   августа   2011  г.

Приказ №  95   от  «31» августа    2011г.                    


 

 

 

Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности текущей

и промежуточной аттестации и переводе обучающихся

 МКОУ Калачеевская СОШ №1

1. Общие положения

1.1           Основной задачей аттестации обучающихся является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.

1.2    Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом МКОУ Калачеевская СОШ №1 и настоящим Положением.

1.3   Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.

1.4      Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.

1.5       Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.

1.6     Промежуточная аттестация в 2-9 классах проводится в форме оценивания знаний обучающихся по учебным четвертям, в 10-11 классах - по полугодиям. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому курсу. Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утверждённым директором.

2. Система оценок

2.1. С учетом современных требований к оценочной деятельности для оценивания устных и письменных ответов обучающихся 2-11 классов в школе используется четырёхбальная система цифровых отметок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.

2.2.   При выставлении отметок учителям-предметникам руководствоваться нормами оценок, опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В отношении педагогических действий, которые воспринимаются обучающимися как контроль, исходить из главного правила: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только на осуществленное, аргументируй поставленную отметку. Учителя начальных классов имеют право ставить оценку «за общее впечатление от письменной работы» определяющей отношение учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная в тетрадь и в дневник, в журнал не вносится.

2.3.        В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.

Учитель должен продумывать систему опроса обучающихся, используя принцип дифференциации. Рекомендуется в течение урока I выставлять в среднем 7-10 оценок. Наличие одной, двух, трех оценок, выставляемых в системе за урок, свидетельствует о невладении учителем методикой опроса.

В случае оценивания знаний обучающегося на «2» (неудовлетворительно), учитель обязан опросить его в 2-х - 3-х - дневный срок.

2.4.   Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для обучающихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

2.5.     Всем обучающимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ.

Если лабораторная и практическая работа по физике, химии, биологии, информатике, технологии составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Практические работы по географии оцениваются как выборочно, так и фронтально. Сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой: дробью в одной колонке (5/4, 3/3): за диктанты - первая за грамотность, вторая - за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения - первая - за содержание, вторая - за грамотность. Оценка грамотности за сочинение по литературе выставляется на страницу журнала по русскому языку и учитывается при выведении итоговой оценки.

За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки. В случае выполнения обучающимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата. В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков обучающимися по предмету. Отсутствие обучающегося на контрольной или самостоятельной работе по уважительной причине непосредственно в день ее проведения (при условии присутствия учащегося в школе накануне и на следующий день после проведения письменной работы) не освобождает его от обязанности отчитаться в любой возможной форме за допущенный пропуск на следующем уроке, о чем обучающийся, родители (законные представители) должны быть поставлены в известность заранее (индивидуальное домашнее задание, работа по карточке на следующем уроке на этапе опроса учащихся и т.д.).

При выставлении оценок за самостоятельные работы необходимо учитывать следующие подходы:

если самостоятельная работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель не фиксирует запись о ее проведении в графе «что пройдено на уроке» и имеет право не выставлять оценки обучающимся всего класса;

если самостоятельная работа проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

если самостоятельная работа контролирующего характера, ее проведение фиксируется на правом развороте журнала в строке «что пройдено на уроке» рядом с указанной темой урока, оценки за данный вид самостоятельной работы оценки выставляются всем без исключения обучающимся.

2.6. Обучающие творческие работы учащихся 2-4 кл. оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 4 кл. оценивается двойной оценкой.

Оценки выставляются за устные ответы и письменные работы своевременно, в день проведения урока на странице преподавания предмета. Запрещаются случаи выставления текущих оценок на то или иное число, предшествующее дате проведения урока, кроме оценок за письменные работы. Рекомендуется установить следующие сроки выставления оценок за письменные работы:

-                                контрольные диктанты, контрольные работы, тесты во 2-11 классах по всем предметам учебного плана - к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) - через один урок;

-                          изложения и сочинения в начальных классах - не позже, чем через 2 дня, в 5-11-х классах - через неделю;

По иностранному языку контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке. Оценка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно. Длительность проведения периодического контроля - до 20 минут по одному из видов речевой деятельности. На контроль говорения отводится отдельный урок. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим вычислением на основе отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.

Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.). Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса

2.7.       Урок обобщения, семинары, зачеты, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание не менее 50% обучающихся.

2.8.    В 7-11 классах возможно использование зачетной системы обучения по одной из изученных тем. При проведении зачетов знания детей оцениваются отметками 2,3,4,5.

При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору школа принимает на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено - не зачтено». Курс может считаться зачтённым (или оценен отметкой), если ученик:

а)          посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б)          выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат

2.9.         В       связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов:

-        оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход;

-       организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-4 классов по трем направлениям:

 - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.)

 - выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

 - материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.) (приложения 1,2).

Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе).

3. Формы промежуточной аттестации

З.1..Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные экзамены, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы. 3.2. Обучающие, избравшие собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению предметной аттестационной комиссии даёт без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены обучающимся). Собеседование целесообразно рекомендовать обучающимся, обладающим аналитическими способностями. Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающемуся, успевающему на «4» или «5» по всем предметам интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов реферата. Не позднее, чем за неделю до проведения аттестации реферат представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку обучающемуся после защиты реферата на экзамене.

При устной аттестации (экзаменах) обучающийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание. Тестирование по предмету проводится по готовым тестам или тестам, подготовленным администрацией школы.

4. Порядок промежуточной аттестации.

4.1.                           Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-9 классах по учебным четвертям, в 10-11 - по полугодиям..

4.2.                                Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.

4.3.                           В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются оценки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.

4.4.                             Промежуточная аттестация обучающихся, отсутствующих более 50% учебного времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы) осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в четверти по выбору преподавателем любой из форм промежуточной аттестации.

4.5.                               Ежегодно, не позднее 2-х месяцев до окончания учебного года педагогический совет школы устанавливает формы, порядок и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся.

4.6.                            Экзаменационные билеты и практические задания к ним, письменные контрольные задания, тесты, перечень тем учебного курса для собеседования, тематика рефератов разрабатываются учителями-предметниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Они утверждаются приказом директора школы.

В аттестационный материал по русскому языку, литературе, математике, географии, физике, химии, геометрии и другим учебным предметам рекомендуется включать как теоретические вопросы, так и практические задания, причем для аттестационной комиссии должны быть подготовлены решения и ответы практических заданий экзаменационного материала.

На аттестации по иностранному языку проверяется техника чтения и практическое владение обучающимся устной речью в пределах требований. В первой части ответа предполагается устное высказывание экзаменующимся по предложенной теме, состоящее из количества фраз, определенных методическим объединением, во второй - изложение на иностранном языке содержания прочитанного текста и своего отношения к нему, либо чтение и разработка вопросов по содержанию текста для младших классов 1 и 2 ступеней. Тексты для чтения подбираются учителем из адаптированной художественной, научно- популярной литературы для юношества, объем текста устанавливается методическим объединением педагогических работников, исходя из требований образовательного стандарта.

4.7.                                  Классные руководители 2-4, 5-8, 10 классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии.

4.8.                                   От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:

-отличники учебы;

-призеры районных, областных предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов;

-учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в особых случаях:

1)                         по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;

2)                            в связи с экстренным переездом в другой населенный пункт, на новое место жительства;

3)                             по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от экзаменов.

4.9.                            Ученики, имеющие неудовлетворительную оценку за год по учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету. 4.10. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 1 по 31 мая.

4.11.                                    Аттестационные комиссии, даты аттестации, консультации утверждаются директором школы до 1 мая.

4.12.                          В день проводится только одна форма контроля, интервал между ними 2-3 дня.

4.13.                              Аттестационная комиссия состоит из экзаменующего учителя и ассистента. Возможно присутствие директора школы.

4.14.                                    На  педагогическом совете

-обсуждается вопрос о формах проведения промежуточной аттестации;

-доводится до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные контрольные работы по единым текстам, разработанным государственным или муниципальными органами управления образованием;

-                           определяется перечень и количество предметов, по которым организуется письменная и устная аттестация;

-                          обсуждается состав аттестационных комиссий по предметам,

-                          устанавливаются сроки аттестационного периода;

-                                  представляются кандидатуры обучающихся на освобождение от промежуточного контроля.

5. Права и обязанности участников образовательного процесса

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан:

-                                на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся;

-                              довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;

-                             определить перечень и количество предметов, по которым организуется письменная и устная аттестация обучающихся;

-установить сроки аттестационного периода; -утвердить состав аттестационных комиссий по предметам; -утвердить расписание экзаменов и консультаций;

-                            решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации;

-                             представить анализ итогов аттестации обучающихся на педсовет и Совет

ОУ.

5.2.                           Учителя, входящие в состав аттестационных комиссий, обязаны:

-                                подготовить аттестационный материал для проведения всех форм промежуточной аттестации по предметам, установленным и избранным обучающимися;

-                             организовать необходимую консультативную помощь обучающимся при подготовке к итоговому контролю.

5.3.                               Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

6. Оформление документации общеобразовательного учреждения по организации и проведению итогового контроля в переводных классах.

6.1.                                                                 Педагогический        совет выносит решение (срок: конец марта - начало апреля) о проведении промежуточной аттестации в форме итогового контроля в переводных классах, определяет количество учебных предметов, формы и сроки (вторая половина мая текущего года) аттестационного периода. Данное решение утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

6.2.                                             Приказом       по общеобразовательному учреждению утверждаются составы аттестационных комиссий по предметам (до 1 мая).

В переводных классах повторные экзамены обучающихся, аттестованных с одной "2", проводятся той же экзаменационной комиссией, которая принимала весенние экзамены в данной школе (за исключением тех членов, которые находятся в очередном      отпуске).

6.3.                                                             Руководитель    общеобразовательного учреждения утверждает расписание итогового контроля в переводных классах (до 1 мая).

6.4.                                               Приказом       по общеобразовательному учреждению утверждается список обучающихся, освобожденных от участия в итоговом контроле в соответствии с п.3.9. настоящего положения (до начала аттестационного периода).

6.5.    Учителя выставляют в классных журналах оценки, полученные обучающимися в ходе проведения аттестации, и итоговые оценки по предметам (до 30 мая).

6.6.                                         Педсовет                       принимает решение о переводе обучающихся (в протоколе дается списочный состав обучающихся, переведенных в следующий класс, оставленных на повторный курс обучения, переведенных условно. Приказом по школе утверждается решение педсовета о переводе обучающихся, при этом указывается количественный                                 состав                                  обучающихся.

6.7.                                  Бланки       письменных и устных ответов обучающихся хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение года.

6.8.   В личное дело, ведомость вносятся оценки по всем предметам, содержащимся в учебном плане школы.

6.9.     Учащимся, изучавшим факультативные курсы, в ведомости, в личном деле делается соответствующая запись.

6.                                         Ю.Оценка  по каждому предмету в ведомости проставляется цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

6.11.Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от занятий по физической культуре, делается запись "освобожден(а)".

7.                                     Порядок     перевода обучающихся.

7.1.          Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.

7.2.    В исключительных случаях по решению педсовета обучающиеся могут быть условно переведены с двумя неудовлетворительными оценками с обязательной сдачей предметов в течение 1 учебного месяца (сентябрь) следующего учебного года.

7.3.     Годовые оценки по всем учебным предметам выставляются учителями до окончания учебных занятий на основании фактического уровня знаний, умений и навыков школьников к концу учебного года с учётом четвертных оценок и итогового контроля.

7.4.0бучающиеся 1-й ступени общеобразовательного учебного заведения, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которая выдает решение о дальнейшем обучении ученика.

Срок действия Положения - до внесения новых изменений.