Принято |
Утверждаю
|
На заседании Педагогического совета
|
Директор МКОУ
Калачеевская СОШ №1
|
МОУ Калачеевская СОШ
№1 |
__________________Ивонина Т.В.
|
Протокол № 5 от «
31 » марта
2011 г. |
Приказ № 50/1 от
«03» мая 2011г.
|
Положение
о структуре,
порядке разработки и утверждения
рабочих
программ по общеобразовательным
предметам
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с п.2.7 ст. 32 закона Российской Федерации «Об
образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года, Уставом МОУ Калачеевская
СОШ №1 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ
педагогов.
1.2.
Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий
объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины
(элективного курса, модуля, факультатива, курса дополнительного образования),
основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте,
примерной (рекомендованной Министерством образования и науки Российской
Федерации ) или авторской программе (опубликованной в учебно-методических комплексах различных
систем обучения ) по учебному предмету (образовательному компоненту) с учетом
целей и задач Образовательной программы МОУ Калачеевская СОШ №1
1.3.
Цель рабочей программы — создание
условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по
определенной учебной дисциплине (образовательному компоненту), систематизация и
упорядочение написания тематического планирования, реализации учебного плана и требований
государственного стандарта образования.
Задачи
программы:
дать
представление о практической реализации компонентов государственного
образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно
определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с
учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса
образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
·
нормативная, то
есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
·
целеполагания, то
есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в тот или
иной образовательный предмет;
·
определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также
степень их трудности;
·
процессуальная,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;
·
оценочная, то
есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии
оценки уровня обученности учащихся.
2. Технология разработки рабочей программы
2.1.
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного
образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному,
факультативному, модулю, курсу дополнительного образования) на учебный год или
ступень обучения.
2.2.
Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета
(курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем
его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины
(образовательного компонента).
2.3.
Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного
методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и
утверждено приказом директора МОУ Калачеевская СОШ №1.
2.4.
Рабочая программа должна быть рассчитана на те часы, которые будут фактически
проведены. В календарно-тематическом планировании предусматриваются резервные
часы, которые в связи с отсутствием возможности замены предметов в период
командировок и временной нетрудоспособности педагогов могут быть не
использованы.
Учителю
рекомендуется в календарно-тематическом планировании отвести в сентябре и мае
по 1 резервному уроку для проведения входящих диагностических работ (сентябрь)
и промежуточной аттестации (май).
2.5.
Учителя обязаны сдавать в учебную часть экземпляр рабочей программы на бумажном
и электронном носителях, с проставленными датами до конца учебного года.
3. Структура рабочей программы
Структура
Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
·
Титульный лист
(название программы).
·
Пояснительная
записка.
·
Содержание тем
учебного курса.
·
Требования к
уровню подготовки обучающихся по данной программе.
·
Поурочное
(учебно-тематическое) планирование.
·
Контроль уровня
обучения
·
Информационно-методическое
обеспечение (перечень учебно-методического обеспечения)
4. Содержание программы
4.1.
Титульный лист должен содержать:
·
Полное
наименование образовательного учреждения
·
Гриф рассмотрения
программы на школьном методическом объединении (с указанием протокола и даты
рассмотрения на заседании методического объединения учителей, должности, ФИО
руководителя методического объединения учителей); гриф согласования программы
зам. директора по УВР на методическом совете школы (с указанием даты); гриф
утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя
образовательного учреждения)
·
Сроки
рассмотрения рабочей программы на методическом объединении до 31 августа,
согласовано с зам .директора по УВР до 5 сентября, утверждено директором до 10
сентября.
·
Название курса,
для изучения которого написана программа
·
Указание класса
(параллели), на которой изучается курс
·
Ф.И.О. учителя
·
Год составления
программы.
(Приложение
1)
4.2.
Пояснительная записка −
структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса,
его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач.
Пояснительная записка может иметь
следующую структуру:
·
нормативная основа программы (федеральный компонент государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС); примерная программа по
общеобразовательному предмету, рекомендованная Министерством образования и
науки РФ, авторская образовательная программа по предмету, образовательная
программа и учебный план МОУ Калачеевская СОШ №1;
· цели и задачи обучения по предмету в данном классе;
·
отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение
количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем,
расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных
дополнений и изменений;
·
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе
количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, проектов, исследований;
· межпредметные (метапредметные) связи учебного
предмета;
·
учет особенностей обучающихся класса; особенности организации учебного процесса
по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;
·
используемый учебно-методический комплект, дополнительная литература;
·
учет учебно- материальной базы образовательного учреждения
4.3. Содержание тем учебного курса —
(тематическое планирование) следует указать
тему (раздел), количество часов, отводимые для изучения данной темы.
4.4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе (выпускников) — структурный элемент
программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны
овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
4.5.
Поурочное (учебно-тематическое) планирование — структурный элемент программы, содержащий
наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и
практические занятия, повторение, по необходимости — резервное время).
Составляется в виде таблицы (См. Приложение 2), разделы которой могут быть скорректированы в
соответствии со спецификой учебного курса основе решения ШМО.
(Приложение 2
Учебно-тематический план
Количество часов на год: в неделю_______,
всего______.
№ п/п |
№ урока |
Раздел, тема |
Тип урока |
Оборудование |
Ключевые умения |
Вид контроля |
Методическая поддержка |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По плану |
По факту |
1 четверть |
|||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2четверть и т.д. |
4.6 Контрольно – измерительные материалы и процедуры –
·
рекомендуется
указать литературу с издательскими реквизитами или приложить тексты контрольно - измерительных и дидактических
материалов;
·
указать формы
контроля в соответствии со спецификой предмета
План-график контрольных уроков
Четверть Формы
контроля |
1
четверть |
2
четверть |
3
четверть |
4
четверть |
Учебный
год |
количество |
|||||
Самостоятельная
работа |
|
|
|
|
|
Проверочная
работа |
|
|
|
|
|
Контрольная
работа |
|
|
|
|
|
Тест |
|
|
|
|
|
Изложение |
|
|
|
|
|
Сочинение |
|
|
|
|
|
Зачет |
|
|
|
|
|
Диктант |
|
|
|
|
|
Лабораторная
работа |
|
|
|
|
|
Практическая
работа |
|
|
|
|
|
Проект |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
Научно-исслед.
работа |
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
4.7.
Перечень учебно-методического (информационно-методического) обеспечения — структурный элемент программы, который определяет
необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия,
оборудование и приборы, дидактический материал:
·
УМК для учащихся
·
УМК для учителя.
(следует
указать учебники, справочную литературу с указанием издательских реквизитов:
автор, название, издательство, год; название периодических печатных изданий с
указанием даты и номера выпуска, название и адреса электронных ресурсов,
которые используются учителями в учебном процессе).
5. Оформление рабочей программы
5.1.
Текст рабочей программ должен быть кратким, четким, не допускающим различных
толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны
соответствовать стандартам, а при их отсутствии - должны быть общепринятыми в
научной литературе.
5.2.
Текст набирается на одной стороне листа
белой бумаги в редакторе Word for Windows
шрифтом Times New Roman, 12 — 14, одинарный
межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац
5.3.
Список литературы строится в произвольном порядке, с указанием названия
издательства, года выпуска. Допускается
оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).
6. Утверждение рабочей программы
6.1.
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября
текущего года) приказом директора МОУ
Калачеевская СОШ №1.
6.2.
Утверждение рабочих программ предполагает следующие процедуры:
·
рассмотрение на
школьных методических объединениях ,
·
согласование на
методическом совете с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
·
утверждение директором школы на основании решения
педагогического совета МОУ Калачеевская СОШ №1
6.3
При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
6.4.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение
учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим
данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.
7.
Заключительные положения
7.1.
Изменения в данное положение вносятся по решению директора соответствующим
приказом. Ходатайствовать об изменении данного
положения имеют право завучи и
педагогический совет.
7.2.
С данным
положением педагоги и руководящие
работники школы знакомятся под роспись (или на педагогическом
совете или путем размещения
положения на информационный
стенд.)
Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калачеевская
средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/___________/ ФИО Протокол заседания ШМО №1 от «26» августа |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Калачеевская СОШ №
1 _____________/Рыбасова Т.В./ ФИО «29»
августа |
«Утверждаю» Директор МОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 105 от «05»сентября |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_______________________________________________
предмет, класс (параллель)
______________________________________________
Ф.И.О. учителя,
_________________________________________________________________
должность, категория
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа
2011 - 2012
учебный год
1.
Пояснительная записка
2.
Содержание тем учебного
курса
3.
Требования к уровню
подготовки обучающихся по данной программе
4.
Поурочное
(учебно-тематическое) планирование
Учебно-тематический план
Количество часов на год: в неделю_______, всего______.
№ п/п |
№ урока |
Раздел, тема |
Тип урока |
Оборудование |
Ключевые умения |
Вид контроля |
Методическая поддержка |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По плану |
По факту |
1 четверть |
|||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2четверть и т.д. |
5.
Контроль уровня обучения
План-график контрольных уроков
Четверть Формы контроля |
1
четверть |
2
четверть |
3
четверть |
4
четверть |
Учебный
год |
количество |
|||||
Самостоятельная
работа |
|
|
|
|
|
Проверочная
работа |
|
|
|
|
|
Контрольная
работа |
|
|
|
|
|
Тест |
|
|
|
|
|
Изложение |
|
|
|
|
|
Сочинение |
|
|
|
|
|
Зачет |
|
|
|
|
|
Диктант |
|
|
|
|
|
Лабораторная
работа |
|
|
|
|
|
Практическая
работа |
|
|
|
|
|
Проект |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
Научно-исслед.
работа |
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
6.
Информационно-методическое обеспечение
Принято |
Утверждаю
|
На заседании Педагогического совета
|
Директор МКОУ Калачеевская СОШ №1
|
МКОУ Калачеевская СОШ
№1 |
__________________Ивонина
Т.В.
|
Протокол № 5 от «
30 » марта
2010 г. |
Приказ
№ 50/1 от
«03» мая 2010г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработки и
утверждения образовательной программы
общеобразовательного учреждения
I. Общие
положения
1.1.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры
государственного образовательного стандарта" от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ.
1.2. Положение
определяет структуру, порядок разработки и утверждения образовательной программы,
реализуемой в МОУ Калачеевская СОШ №1.
1.3. Образовательная программа
- нормативный документ
образовательного учреждения,
определяющий совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ
и соответствующих им
образовательных технологий,
определяющих содержание образования и направленных на достижение
прогнозируемого результата деятельности общеобразовательного учреждения.
II. Цели и задачи реализации образовательной программы
-
обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получении
качественного общего образования;
-
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с
федеральными государственными
образовательными стандартами.
III. Структура и содержание образовательной программы
3.1.
Образовательная программа имеет
модульное построение:
Модуль
1. Информационная справка о школе .
Модуль 2. Теоретическое и аналитическое обоснование
программы
Модуль 3. Уровни реализуемых школой
общеобразовательных программ и ожидаемые результаты
Модуль
4. Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса
Модуль 5. Особенности организации образовательного
процесса. Внутришкольный контроль
Модуль
6. Система дополнительного образования
Модуль
7. Система воспитательной работы
Модуль
8. Здоровье учащихся
Модуль
9. Научно-методическая работа
Модуль
10. Мониторинг и управление реализацией
образовательной программы
Модуль 11.
Годовой план работы
3.1.1.
Модуль 1. Информационная справка о школе
В
данном модуле дается общая характеристика школы:
формулируются
миссия, философия, цель и задачи школы; характеризуются структура управления,
кадровый состав, материально-техническая база, контингент учащихся и социум, даётся
краткий анализ образовательной деятельности
школы за предыдущий учебный год.
3.1.2 Модуль 2. Теоретическое и аналитическое
обоснование программы
Дается
характеристика внешней по отношению к
образовательному учреждению
среды, условий и возможностей школы,
указываются
качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы
в виде «модели» выпускника по ступеням обучения
«Модель»
выпускника включает направления:
гражданские
качества
гравственные
качества
интеллектуальные
способности
общую
культуру
3.1.3 Модуль 3. Уровни реализуемых школой
общеобразовательных программ и ожидаемые результаты
Указываются
уровни реализуемых школой
общеобразовательных программ; определяются результаты, достижение
которых образовательное учреждение может гарантировать и результаты,
к которым может стремиться.
3.1.4
Модуль 4. Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса
В
данном модуле представлен режим работы школы, общая характеристика учащихся
ступени образования, характеристика и содержание учебного плана ступени
обучения на текущий учебный год, приводится пояснительная записка.
Указывается
программно-методическое обеспечение
образовательной программы: дается перечень учебников и
научно-методических ресурсов по предметам учебного плана, элективным,
факультативным курсам
3.1.5 Модуль 5. Особенности организации
образовательного процесса. Внутришкольный контроль
Указываются ведущие подходы, применяемые в процессе
обучения, методы преподавания, характеризуются подходы внутришкольного
контроля, технологии обучения
3.1.6
Модуль 6. Система дополнительного образования
Характеризуется
сложившаяся система дополнительного образования в соответствии с прогаммами дополнительного
образования
3.1.7
Модуль 7. Система воспитательной работы
Содержит
перечисление видов, приоритетных направлений, структуру воспитательной
деятельности школы
3.1.8
Модуль 8. Здоровье учащихся
Содержит
характеристику результативности работы по сохранению и укреплению здоровья
учащихся, описание деятельности социолого-психологической службы
3.1.9
Модуль 9. Научно-методическая работа
Содержит
характеристику научно-методической службы
3.1.10
Модуль 10. Мониторинг и управление
реализацией образовательной программы
Дается характеристика, технология внутришкольной
системы оценки качества образования
3.1.12 Модуль 11.
Годовой план работы
Состоит из разделов планирования на учебный год
- научно-методической работы, включающей работу
методического совета и школьных методических объединений;
- работы социолого-психологической службы
-заседаний управляющего совета, педагогического
совета, совещаний при директоре
- комплексный план воспитательной работы с учащимися
и педагогами школы, месячные планы воспитательной работы с учащимися
- план внутришкольного контроля
-план работы родительского комитета, работы с
родителями
- план работы библиотеки
IV. Порядок разработки и
утверждения образовательной программы
4.1.
Администрация образовательного учреждения:
организует
изучение запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг на каждой ступени образования
общеобразовательного учреждения, обеспечивает проведение контрольно-оценочных
процедур, социологических и статистических исследований социокультурных
особенностей микрорайона;
формирует
творческую группу по разработке проекта
образовательной программы общеобразовательного учреждения;
самостоятельно
устанавливает сроки подготовки проекта
образовательной программы ;
обеспечивает
взаимосвязь с общественностью при подготовки проекта программы .
4.2.
Проект образовательной программы
перед утверждением рассматривается:
методическими
объединениями и методическим советом, которые ежегодно определяют
учебно-методическое обеспечение согласно федеральному перечню, исходя из целей
и задач образовательного процесса на каждой ступени реализации образовательной программы , по итогам рассмотрения
оформляется протокол;
на
педагогическом совете, по итогам рассмотрения оформляется протокол.
4.3. Образовательная программа
согласовывается с родительским комитетом школы, по итогам оформляется
протокол. По итогам рассмотрения и принятия
образовательной программы
педагогическим советом директором образовательного учреждения издается приказ об
утверждении программы .
4.4. Образовательная программа
разрабатывается сроком на 1 год.
V. Контроль за реализацией образовательной программы
5.1. Контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля. Результаты и эффективность образовательных программ обсуждаются на педагогических советах и Управляющем Совете.